«Лучший сельский детский сад 2023»
Театрально – игровая деятельность в ДОО, как средство социализации дошкольников
Введение
История:
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
Основные понятия:
Социализация — процесс становления основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
По утверждению Мигуновой Е.В., театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат.
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).
Приходя в детский сад, дети сталкиваются с проблемой межличностного взаимодействия, они часто не знают, как выстроить общение с окружающими людьми (детьми, педагогами), иногда у них отсутствуют представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. Социализация дошкольников происходит через участие ребенка в различных видах социальных отношений, которые могут моделироваться в театрально-игровой деятельности. Участвуя в театрализованных играх дети познают окружающий мир, становятся участниками различных событий, развивают свою самостоятельность и умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, а также происходит развитие их эмоциональной сферы (дети знакомятся с чувствами, настроением героев, учатся их распознавать; осваивают способы внешнего выражения чувств; осознают причины того или иного настроения и т.д.).
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей — это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. В настоящее время игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг к социализации ребёнка в обществе. Использование театрально-игровых технологий в работе с дошкольниками во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, я базируюсь на представления выдающегося российского психолога Л. С. Выготского: «Не стоит забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Цель: создать условия для театрально-игровой деятельности, как одного из средств социализации детей дошкольного возраста.
В задачи работы с детьми входит:
- формирование у детей представления о различных видах театра, развитие интереса к игре, драматизации, к театрально - игровой деятельности, приобщение к ознакомлению со сказками посредством различных видов театра, обучение построению ролевых диалогов в процессе обыгрывания сказки;
- пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие воображения и творческого мышления;
- вовлечение в творческий процесс изготовления атрибутов к разным видам театра.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
• Активизируется и совершенствуется диалогическая и монологическая речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
• В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
• Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
• Происходит развитие различных анализаторов;
• Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
• Развивается эмоционально-волевая сфера;
• Происходит коррекция поведения;
• Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
• Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
• Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
В период с 11 по 29 декабря 2023 года в нашем детском саду прошли открытые занятия по разным образовательным областям с элементами театрализованной деятельности.
Так в средней группе Светлана Владимировна Лобанова провела с ребятами занятие по этнокультурному направлению, где ребята инсценировали сказку «Теремок», употребляя в речи коми слова. С большим удовольствием ребята принимали участие в театральной игре. Было видно, как ребята легко договариваются между собой и идут на контакт.
Инструктор по физической культуре –Елена Александровна Комелькова провела свое занятие, также использую элементы театрализации. Степень активности детей на занятии была достаточно высокой. Все упражнения знакомы детям, в целом владеют движениями. На протяжении всего занятия поддерживался интерес детей к предполагаемой деятельности. Смена видов деятельности соответствовала заранее спланируемому плану. Удалось сохранить темп занятия, дети не перегружались и не переутомлялись.
Так же, свою работу в старшей группе продемонстрировала воспитатель Богдана Александровна Колегова. Нельзя было не заметить эмоциональную отзывчивость и раскрепощенность детей. Ребята отправились в путешествие по станциям, превращались в разных зверят, играли фантазируя и импровизируя в вымышленных ситуациях. Театрализованная игра по сказке «Теремок» стала эффективным средством социализации ребёнка в процессе осмысления им нравственного подтекста сказки и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс театрализованной игры способствовал эмоциональному развитию: дети познакомились с чувствами, настроениями сказочных героев. Театрализованная игра также повлияла на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов и явилось средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Для детей разновозрастной (санаторной) группы, Алевтина Леонидовна Потолицына провела занятие из области познавательное развитие по экспериментированию по мотивам сказки «Репка». Педагогами было отмечено, что мероприятие прошло на высшем уровне. Методы, используемые на определённых этапах образовательной деятельности, проводились с учётом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использование разнообразных методов и приёмов позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжение всего занятия. Благодаря чему занятие достигло запланированного результата. Дети с самого начала были заинтересованы, активны, готовы к совместной деятельности.
В младшей группе силами музыкального руководителя – Анастасии Леонидовны Темноевой и воспитателя – Галины Куприяновны Виноградовой было проведено открытое развлечение совместно с родителями. Родители настолько увлеклись театральной деятельностью, что предложили показать сказку для детей всего детского сада.
В ходе проведения мероприятия, дети, чьи родители активно участвовали в сказке, стали увереннее в себе. Они стали чувствовать себя ближе и роднее по отношению к воспитателю, т. к видели тесное общение воспитателя с родителями, у них появился эмоциональный подъем, желание быть в центре событий во время игр и занятий, желание быть похожими на своих родителей. А у родителей появилось более теплое отношение к детскому саду и положительная оценка его деятельности, и деятельности педагогов, а также желание участвовать в других мероприятиях Д О У и группы.
Наблюдая положительную динамику проводимой работы, воспитатели считаю целесообразным продолжать начатую работу. В дальнейшем будут больше использовать нетрадиционные методы работы с театром, больше привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, помогает социализироваться в обществе как детям, так и родителям.
С 5 декабря по 22 января 2023 года в нашем детском учреждении проходил смотр-конкурс театральных центров, в котором приняли участие все группы нашего детского сада. Воспитатель и родители отнеслись к конкурсу ответственно, проявили творчество, фантазию, креативность. В группах каждый центр был оформлен с частичкой театрализации
Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребёнка в речевой и творческой активности средствами театрально – игровой деятельности. Воспитатели ярко представили центры и обратили внимание на тесное сотрудничество детского сада с семьями воспитанников по вопросам эстетического воспитания.
Конкурсное жюри отмечает, что при создании развивающей предметно - пространственной среды по театрализованной деятельности педагогами учтены требования ФГОС дошкольного образования, которые обеспечивают полноценное развитие детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития воспитанников. Предметно - пространственная среда соответствует возрастным требованиям к подбору оборудования и материалов для её оформления, гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, пособия изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей. Педагогами представлено большое разнообразие различных видов театра: театр настольный по сказкам (деревянный, бумажный, конусный), стендовый магнитный театр, теневой театр, фланелеграф, тростевой театр, пальчиковый театр (вязаный, фетровый, картонный), шпательный театр, театр на ложках, театр на стаканах, театр на бутылках, театр на тарелках, театр на лопатках, театр на шпажках, шагающий театр «Ходилки», театр на прищепках, театр на фартуках, театр масок. Разнообразные декорации – трансформеры, игрушки для режиссерских игр и игр-драматизаций, музыкальные инструменты, ширмы для показа театров (для пальчикового театра, теневого театра, театра-перчаток, би-ба-бо, театра ложек, на лопатках).
Методическое обеспечение представлено различными сценариями, рекомендациями для воспитателей и родителей, книгами по организации театрализованной деятельности, картотеками театрализованных игр и упражнений.
По итогам конкурса решением жюри были определены победители и призёры. Поздравляем победителей конкурса:
- Абсолютные победители – воспитатели санаторной группы – Алевтина Леонидовна Потолицына и Наталья Ивановна Цывунина;
- 1 место – воспитатель подготовительной группы – Татьяна Андреевна Иванова и Виктория Владимировна Ладанова;
- 2 место – воспитатели старшей и средней группы – Светлана Владимировна Лобанова, Арина Евгеньевна Жданова, Роза Геннадьевна Напалкова и Богдана Александровн Колегова;
- 3 место – воспитатель группы раннего возраста - Галина Куприяновна Виноградова.
Во ФГОС ДО социализации дошкольников уделяется большое внимание, а дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка в этом направлении. Именно в ДОУ ребенок получает первичное представление и знакомится с учреждениями социума, приобретает умение контактировать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Сотрудничество с сельской библиотекой - это, в первую очередь, организация экскурсий, в ходе которых дети знакомятся с обустройством библиотеки, ее назначением, содержимым.
23 января наши ребята посетили Зеленецкую библиотеку им. А. А. Лыюрова. Встреча с дошкольниками, была посвящённая театральному искусству.
Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир театра.
Библиотекарь рассказала детям о театре, из чего он состоит, какие бывают театры и кто в них работает.
Посмотрели древние античные театры и современные. Ребят очень удивили необычные театры зарубежных стран в форме консервной банки, разрезанного яйца на подставке и глаз пчелы.
Далее, ребята сыграли в викторину и закрепили полученные знания.
А самым веселым и увлекательным было то, что дети сами стали артистами и показали мини спектакль.
Закончилось занятие просмотром мультфильма о театре теней.
Одним из главных мест в нашем селе является Дом культуры.
В нашем ДК работают замечательные, приветливые люди, которые всегда рады гостям. В один из зимних, солнечных дней мы с ребятами решили отправиться в ДК. А экскурсия наша началось с гардероба (вешалки)
Все дети знают, что в Доме культуры проходят концерты. Но никто не знает, а что же там ещё есть. А там, очень много интересного… Детям рассказали, что такое фойе, гардероб, для чего люди ходят в Дом культуры. Потом дошкольники посетили хореографический и музыкальный классы. А самое интересное было знакомство с Театром Петрушки. Петрушка с удовольствием представил всех кукол своего театра, и познакомил с их разновидностями. Ребята узнали, что куклы бывают пальчиковыми, перчаточными, тростевыми, мапетами, напольными, ростовыми...
Ребята с удовольствием примеряли кукол и даже участвовали в мини-постановках сказок.
15 января состоялся премьерный спектакль детской театральной студии "Овация" в МБОУ «Зеленовкой СОШ» и наши ребята старшей и подготовительной группы были в роли юных зрителей.
Школьники показали сказку Х.К. Андерсена "Снежная Королева"!
Ребята во все глаза смотрели за тем, что происходит на сцене, громко аплодировали, с радостью включались в действие по команде актеров.
Представление подарило ребятам кучу положительных эмоций. Красивые сказочные декорации, замечательная игра актеров, в целом вся удивительная атмосфера – всё это открыло для детей увлекательное путешествие в мир театрального искусства.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, все это помогает осуществить театр.
Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).
7 февраля дети группы «Сказка» инсценировали сказку «Как зайчонок маму обидел» для ребят детского сада №2 комбинированного вида с. Зеленец. Ребята с удовольствием принимали участие в театрализации, были эмоциональны, с большим удовольствием перевоплощались в персонажей сказки, переживая происходящие в них события.
Когда нет возможности вывезти детей в настоящий театр – театр сам может прийти к вам в гости. Сегодня группа нашего детского сада превратилась в зрительный зал театра. Ребята затаив дыхание, ожидали начала выступления. К нам в детский сад приехали артисты из «Национального коми музыкально-драматического театра» со своим спектаклем. Ребята с большим интересом смотрели и слушали выступление артистов.
Спектакль был очень интересным, и детишки принимали в нем активное участие своими эмоциями и хлопаньем в ладошки. Актеры, чувствуя такую теплую поддержку, были на высоте. Каждый герой спектакля старался показать все свои ярчайшие краски характера. Спектакль получился поучительным, красочным и интересным. Ребята аплодировали артистам и выразили желание снова принять в гости понравившейся театр.
Планетарии - это удивительные места, где дети и взрослые могут погрузиться в потрясающий мир космоса и астрономии. Это интерактивные и образовательные учреждения, которые предлагают посетителям возможность узнать больше о нашей Вселенной. В этой статье мы рассмотрим, почему посещение Планетария с ребенком может быть захватывающим и познавательным приключением.
Для ребят нашего детского сада 5 февраля в перевозном планетарии открыли Театр увлекательной науки. Юным гостям предлагают несколько интересных интерактивных программ, во время которых дети совершили ряд удивительных открытий.
Визит в Театр увлекательной науки был весьма познавательным для юных слушателей. Программа «Яркое шоу с Бабой Ягой» рассказала ребятам об устройстве Солнечной системы и населяющих ее планетах, экскурсия «Баба Яга в космосе». Ребята побывали в кругосветном путешествии вместе с Бабой Ягой, научились распознавать время, пользуясь подсказками природы, послушали сказки неба и рассматривали созвездия Малой и Большой Медведицы.
С самого раннего детства ребенку полезно соприкасаться с миром искусства. И очень важно, чтобы этот опыт был разделен с семьей и стал приятным воспоминанием для всех. А если с тобой будут твои друзья - тогда получится настоящий праздник.
Поэтому наши педагоги объявили театральный челлендж: родители с детьми дома снимали мини видео по стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Видео каждой семьи отличались своей креативностью, фантазией, яркостью и талантами актёров. Оно получилось настолько интересным, что дети не могли «оторвать глаз» от просмотра данного ролика.
https://vk.com/video-210469052...
Зима - удивительное время года, когда вся природа одевается в белый, пушистый наряд и у детей появляется прекрасная возможность кататься на лыжах, санках, сооружать разнообразные постройки из снега.
В нашем детском саду воспитатели совместно с родителями принимали участие в конкурсе ледяных построек «Сказочный городок» по теме «Театр». Одной из главных задач конкурса - это доставить радость и удовольствие детям.
При проектировании зимних участков педагоги нашего детского сада проявили неиссякаемое творчество, трудолюбие, умение заинтересовать детей и родителей. Каждый участок посвящен определенной сказке.
Зима для наших детей долгожданная и любимая пора. Они знают, как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.
Хотелось бы выразить большую благодарность семьям, которые участвовали в строительстве снежных скульптур на участках.
Благодаря совместной работе, на территории детского сада расположились персонажи таких сказок, как: «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Змей Горыныч», «Царевна», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Колобок», «Теремок»
В театр всей семьёй» под таким названием в сообществе ВК нашего детского сада проходит фотоакция.
Мы живем в такое время, когда в каждом доме есть интернет, телевизор, DVD, но каждый из нас нуждается в живом общении. Чтобы удовлетворить эту потребность, мы стараемся как можно больше проводить времени с родными и близкими.
Одним из вариантов получения желаемых эмоций является посещение театра. Эмоции, передаваемые актерами, захватывают внимание с первых секунд представления. А что происходит на театральном представлении с детьми! Их лица меняются с первыми возгласами актеров. Каждый ребенок переживает историю по-своему. Во время представления происходит познание мира не только умом, но и сердцем.
Вся жизнь детей наполнена игрой. Каждый мальчик и каждая девочка мечтают сыграть свою собственную роль. Научить ребенка играть, брать на себя любую роль и действовать, помогать ему в приобретении жизненного опыта, все это помогает осуществить театр.
Посещение театра всей семьей стало прекрасной традицией в некоторых семьях наших воспитанников, ведь время, проведенное всей семьей - бесценно!
Благодарим всех, кто принял участие в акции!
Представляем вашему вниманию театральные постановки "Сашины сказки".
Нашей сказочнице всего 3 года.
Мы желаем ей дальнейших успехов и не останавливаться на достигнутом, а дальше развивать свой талант.
Продолжение следует...
Русская народная сказка "Теремок" https://vk.com/video-210469052...
Русская народная сказка "Курочка ряба" https://vk.com/video-210469052...Русская народная сказка "Репка" https://vk.com/video-210469052...